Погребение усопших — важнейший христианский обряд. Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, в которой будет участвовать и тело. С православной точки зрения, смерть человека — «успение», засыпание, переход в мир иной, рождение в вечность. Умерших христиан принято называть усопшими, то есть уснувшими. Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства — Догматом о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. По учению православной церкви со смертью человек не исчезает, не уничтожается, он засыпает телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом. Мёртвый спит, оставаясь при этом человеком, отсюда покойник — спокойный человек, тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога». Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению, заботясь о достойном погребении человека, православные выражают свою веру в воскресенье. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Подготовка к православным похоронам

После того, как душа покинула тело, но пока оно еще не остыло, надо обязательно произвести обряд обмывания. Это делается не только с целью подготовки к похоронам, но также из религиозных убеждений: умерший предстанет перед Богом в чистоте и непорочности. Сейчас, с соблюдением всех христианских традиций, эту процедуру проводят в морге. Раньше тело обмывали старушки-обмывальщицы – пожилые женщины, не находящиеся в кровном родстве с усопшим. Эта процедура всегда признавалась богоугодным делом, а людям, ее производившим, прощалось по одному греху.

При обмывании читаются молитвы «Господи, помилуй», «Трисвятое». Вещи, которые снимают с покойного, сжигают, а тело облачают в новую, специально купленную одежду нужного размера, желательно, светлых тонов. Все это указывает на духовную чистоту и обновление человека при воскрешении.

Перед тем, как положить умершего в гроб, гроб и тело окропляют святой водой. Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут специальную подушку. Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза – закрыты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. В руках располагают погребальный крест, на грудь кладут освященную икону (женщинам – образ Божией Матери, мужчинам – Спасителя). Умерший должен иметь нательный крестик и венчик (тканевая или бумажная полоска). По традиции, венец славы ожидает праведника в царствие Божьем. Усопшего покрывают погребальным покрывалом (на нем изображены образы святых и характерные надписи). Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Христианские традиции требуют, чтоб вплоть до погребения над умершим непрерывно читались Псалтири. В одной или нескольких церквях заказывают Сорокоуст: это надо сделать еще до погребения, также не следует забывать, что Сорокоуст заказывают по истечении 40 дней, а также на годовщину смерти, день рождения усопшего и на день ангела.

Отпевание

Православные похороны обычно назначаются на третий день (в первой его половине). Не хоронят только на Святую Пасху и Рождество Христово. Отпевают всех, кроме самоубийц; это можно производить как в храме, так и в доме умершего. Служба отпевания – это целый ряд песнопений, в которых просят простить усопшему его грехи, освободить от запрещений и принять в Царство Небесное; читается Разрешительная молитва, а после ее текст вкладывается в правую руку покойного.

Затем с усопшим последний раз прощаются, обходят с поклоном гроб, просят прощения, родственники и знакомые прикладываются губами к венчику, иконе на груди. Надгробный крест кладут в ноги умершему, обращая его на западную сторону, так, чтоб лицо было направлено на него. Священнослужитель навсегда накрывает умершего покрывалом, крестообразно посыпает его землей и произносит специальные слова. Гроб заколачивают, и ни при каких обстоятельствах его уже нельзя открывать. К слову, надо следить, чтоб в гроб никто не положил ничего лишнего или не взял оттуда.

Погребение на православных похоронах

Фиксируя канатами или длинными полотенцами, гроб опускаются в могилу. Священник (при его отсутствии это может сделать благочестивый мирянин) крестообразно бросает в могилу горсть земли; за ним все присутствующие повторяют эту операцию. Родные и близкие покойного поют Трисвятое, пение может продолжаться до тех пор, пока над могилой не образуется холмик.

На могильный холмик, как символ Спасения, устанавливается восьмиконечный крест, который может быть сделан из любого подходящего материала, единственное условие – его правильная форма. Позже можно установить памятник, но такой, чтобы на нем был изображен такой же крест. На могилу устанавливают венки, укладывают цветы, и процессия направляется в дом покойного, помянуть его.

Поминки

Православные похороны заканчиваются поминками – своеобразной милостыней-трапезой для всех собравшихся. Поминки устраиваются после погребения, в тот же день, а также – на девятый, сороковой дни, через полгода и через год со дня смерти, в день рождения умершего и в день его ангела. На поминальной трапезе не рекомендуется ставить спиртное, т.к. оно вредит душам усопших. Существует ряд правил, в какие дни нельзя устраивать поминки и рекомендации, на какие дни их переносят.

В соответствии с исконно русскими традициями, православные похороны подразумевают именно захоронение умершего в землю. Веря в воскрешение, церковь не советует проводить кремацию тела.

© 2005 - 2023 Нижегородская Ритуальная Компания, Индивидуальный предприниматель Черкунов Борис Владимирович, ОГРНИП 305525609500020

Продвижение сайта